
КУХНЯ В РЮКЗАКЕ журнал Турист номер 07 за 1973 год
С каждым годом растет число туристских групп, путешествующих в Заполярье, Полярный Урал, Таймыр, Чукотку, Северную Землю, на остров Врангеля — вот далеко не полный перечень районов, которые активно осваиваются опытными туристами. Одна из серьезных проблем, возникающая перед спортсменами, отправляющимися в эти районы, — проблема топлива. Ведь там лишь в некоторых случаях можно рассчитывать на небольшие участки низкорослого леса, на кустарник, плавник. Поэтому искусственное топливо всегда должно быть с собой. Можно указать на три вида топлива, которые применяют в походах на Севере: керосин, сжиженный газ и отвержденный бензин. Два первых вида достаточно хорошо известны. Но несмотря на высокую калорийность и удобство сжигания, керосин и газ обладают несколькими существенными недостатками: возможностью утечек и значительным весом тары. Несколько подробнее остановимся на отвержденном бензине, который менее знаком туристам. Отвержденный бензин был разработан в Институте горючих ископаемых под руководством профессора Б. И. Лосева. Предназначен он, в частности, для различных экспедиций и успешно применялся в арктических и антарктических условиях. Огромное число мельчайших закрытых ячеек из пластмассы заполнено бензином. Если от большого куска этой пористой массы отрезать небольшой кусочек и помять между пальцами, то появятся следы жидкости. Из отвержденного бензина, выжав его под прессом, получают обыкновенный жидкий бензин. В твердом виде он очень удобен для транспортировки в полиэтиленовом или клеенчатом мешке. В такой упаковке он абсолютно не пахнет, не боится холода, тепла, утруски, усушки... Небольшие кусочки отвержденного бензина легко отрезать от общего куска ножом или даже ложкой.
Калорийность его составляет около 12 000 калорий. Более подробно с этим видом топлива можно познакомиться в книжке Б. И. Лосева «Твердый газ», выпущенной в 1962 году издательством «Знание». Поскольку в заполярных туристских экспедициях вес топлива составляет значительную часть общего снаряжения, естественно стремление к его наиболее рациональному использованию. Один из оригинальных и оптимальных вариантов кухонных агрегатов был успешно использован еще Ф. Нансеном в 1895 году во время путешествия к Северному полюсу. С помощью агрегата, представленного на рис. 1, Нансен одновременно обогревал палатку и готовил пищу. Для более полного использования тепла на примусе располагалось три емкости: в центральной готовилась пища, а в верхней и боковой топился лед. Топочные газы, многократно изменяя направление, омывали и Днища, и боковые стенки всех емкостей. Наружу они выходили практически холодными, но содержали много водяных паров, которые конденсировались на стенках палатки и спальных мешках. Это было существенным недостатком агрегата. Естественно, что подобную конструкцию кухонного агрегата можно с успехом использовать и в наше время для приготовления пищи на примусе или газовой горелке. Однако кое-что можно легко усовершенствовать, например сделать трубу для отвода топочных газов и паров готовящейся пищи за пределы палатки. Один из вариантов подобного кухонного агрегата был разработан нами специально для сжигания отвержденного бензина. Этот агрегат (рис. 2) хорошо зарекомендовал себя во время туристских экспедиций на Полярном Урале и в горах Путорана на Таймыре. Отвержденный бензин сжигался на колосниковой решетке, смещенной относительно центра агрегата. Пламя и топочные газы проходили под всем днищем кастрюли и выходили через отверстие в крышке в трубу. Благодаря этому влага в палатке не конденсировалась, что существенно уменьшало ее обледенение. Одновременно обогревался внешний бак, в который закладывался лед или снег (рис. 2,а). К тому времени, когда поспевало первое, успевали натопить два внешних бака воды; их было достаточно для приготовления чая, кофе, киселя и т. д. Эту воду сливали во вторую кастрюлю и устанавливали ее на место первой. Внешний бак снимали, а на его месте монтировали тонкие кольца, через которые происходила отдача тепла в палатку (рис. 2,6). Дополнительная утилизация тепла происходила в трубе. Если убрать кастрюлю, то в таком виде агрегат выполнял роль печки. В этом случае теплоотдача происходила, кроме того, от всей поверхности крышки. Таганок, на котором устанавливались кастрюли и сжигалось топливо, был снабжен подвижной заслонкой; ею регулировалась высота пламени под днищем. Если сжигались одновременно веточки кустарника и кусочки бензина, то заслонка откидывалась в горизонтальное положение, а ветки укладывались под всем днищем. Подтапливание ветками и щепками приносило большую экономию топлива, и мы советуем обратить на это серьезное внимание. Для транспортировки две кастрюли вставлялись одна в другую и вместе со всеми остальными элементами агрегата собирались во внешнем баке (рис. 2,в). Основные размеры отдельных элементов агрегата таковы: объем кастрюль — 7 и 9 л при соответствующих диаметрах 24 и 26 см. Внешний диаметр бака для таяния льда — 40 см, а внутренний — 34 см, высота его — 17 см. За 100 мин в двух кастрюлях мы успевали сварить из снега или льда первое и второе блюда в количестве 6 и 8 л. На это уходило около 6000 г отвержденного бензина.
Б. ОГОРОДНИКОВ, мастер спорта
|